Анна Жуковская
Анна Жуковская
22 мая 2024

5 правил эффективного руководства и взаимодействия с командой

Успешный проект сложно представить без опытного и компетентного руководителя, а навыки управления определенно являются не врожденным даром, а скилами, которые можно и нужно осваивать, если вы хотите быть эффективным специалистом. Сегодня говорим о том, как правильно работать с командой, учитывая актуальные тенденции рынка труда и стратегические цели компании.

Что сотрудники ценят в начальнике

В марте 2024 года сервис для поиска работы и сотрудников «Работа.ру» совместно с HR-Tech компании Happy Job провели исследование, где выяснили, готовы ли специалисты советовать другим людям работу со своим текущим руководителем. В том числе в процессе опроса они уточняли, за что сотрудники ценят своих начальников. Респонденты могли выбрать несколько вариантов, их ответы распределились следующим образом: доверие руководства и предоставление возможности самостоятельно принимать решения важно для 46% опрошенных, адекватная обратная связь от руководителя — для 32%, нацеленность на результат — для 27%, склонность четко ставить цели — для 25%, поддержка в части профессионального роста — для 16%.

Среди факторов, которые, напротив, являются поводом не советовать работу со своим руководителем, — неуважение к труду других людей, это отметили 16% опрошенных, фокус на ошибки вместо поощрения — 15%, обман членов команды — 14%, грубость и оскорбления — 14%, придирки не по существу — 13%.

Из-за конфликта с руководством около 34% респондентов вынуждены были сменить работу, еще 19% сделали это из-за давления со стороны начальника.

По причине меняющихся трендов на рынке труда сейчас подчиненные ждут от руководителей новых подходов в управлении: вместо директивности и привычки «давить авторитетом» на первый план выходят умение строить адекватные отношения в коллективе, проявлять уважение к труду всех членов команды, стремление работать в соответствии с ценностями компании, выражать доверие к сотрудникам и создавать пространство для их профессиональной реализации.

Более того, сегодня в компании постепенно выходят представители нового поколения зумеров, которые начинают трудиться рука об руку с миллениалами. «Старые» представления о том, как все должно работать, постепенно теряют актуальность, потому что в таких условиях сотрудники начинают выгорать, терять мотивацию и интерес к своим обязанностям.

Наладить контакт между членами команды и помочь им установить продуктивные деловые отношения возможно только в том случае, если начальник готов выходить за рамки традиционных представлений о руководстве и осваивать новые навыки управления.

Изучили форумы и отзывы сотрудников, которые покидали рабочие места из-за трудностей в отношениях с начальником, и подготовили инструкцию, которая поможет найти общий язык с подчиненными и раскрыть их потенциал.

5 правил, которые помогут стать современным эффективным управленцем

  1. Избегайте микроменеджмента — такой подход страшно раздражает персонал, потому что предполагает, что их руководитель начинает контролировать каждый шаг и вмешиваться в работу. Современные сотрудники ценят свободу действий, которую им предоставляет старший по должности менеджер, ведь благодаря этому появляется возможность выходить за рамки и находить новые решения для текущих задач. Важно, чтобы управленец мог легко делегировать, не стремился к сбору ежедневной отчетности, доверял компетенциям членов команды и прислушивался к их мнению.
  2. Соблюдайте субординацию, не старайтесь стать подчиненным другом или, наоборот, занимать слишком директивную позицию. И то, и другое — крайности, которые вредят работе. Слишком тесная коммуникация может привести к тому, что пострадает авторитет, а большая дистанция, напротив, будет подавлять инициативу работников. При этом важно поддерживать адекватную коммуникацию, проявлять эмпатию в общении с командой.
  3. Будьте на связи и предоставляйте развивающую обратную связь, которая помогает сотрудникам замечать свои точки роста и совершенствоваться. Главное — не уходить в критику, поэтому не забывайте поощрять членов команды за результаты, отмечая их сильные стороны. Правильный фидбэк мотивирует и вдохновляет, открытость руководителя подкупает и позволяет специалистам задавать вопросы, делиться идеями и раскрывать свой потенциал, не боясь допустить ошибку.
  4. Фокусируйтесь на карьерном потенциале сотрудников и на ресурсах, которые позволяли бы его раскрыть, — интересуйтесь тем, что думают члены команды о своей работе, компании, в каком направлении хотели бы расти и развиваться. Для руководителя важно понимать, что каждый специалист — уникален и как профессионал, и как личность, они отличаются друг от друга, и важно создать условия, в которых каждый будет услышан и сможет реализоваться. Создавайте возможности для обучения и карьерного роста. При наличии такой поддержки работники с большей вероятностью растут в профессии и справляются с теми задачами, которые ставит перед ними начальство.
  5. Подавайте личный пример, потому что можно сколько угодно говорить об ответственности, балансе труда и отдыха, уважении к чужим потребностям и ресурсам, но если руководитель не придерживается тех же ценностей, сотрудники также будут их игнорировать. Важно, чтобы руководитель уважительно относился к членам команды вне зависимости от иерархии, умел признавать ошибки и брать за них ответственность, не боялся обсуждать свои опасения и предоставлять сотрудникам возможность поделиться своим мнением, которое будет учитываться в работе на общий результат.

Правила управления удаленными сотрудниками, которые помогут избежать е-презентеизма

С какими трудностями сталкивается молодой руководитель во взрослом коллективе и как их преодолевать