Константин Волков
Константин Волков
10 апреля 2020

4 вещи, которые должен сделать руководитель во время кризиса

По долгу службы бизнес-аналитик и специалист по развитию корпоративной культуры Мэри Месальо помогает руководителям и персоналу адаптироваться к ключевым изменениям в структуре компании. По ее мнению, вспышка коронавируса, поставившая под угрозу существование многих предприятий, является хорошей проверкой лидерских качеств. Месальо считает, что на текущий момент основными задачами людей, принимающих ответственные решения, являются безопасность, продуктивность и сплоченность команды. Бизнес-аналитик указывает на четыре действия, которые должен предпринять лидер в разгар кризиса.

Составьте список приоритетов

«Проанализируйте, какие задачи на текущий момент для вас являются самыми важными, и распределите их между менеджерами, наделив тех большими полномочиями. Если вы будете сохранять централизацию власти, то не позволите команде быстро и эффективно принимать решения», — отмечает Месальо. По мнению эксперта, лидеры в момент кризиса больше доверяют своим подчиненным, которые должны работать, исходя из соображений безопасности сотрудников и этичного отношения к клиентам. Бизнес-аналитик рекомендует заранее оговорить ситуации, при которых менеджеры на местах имеют право обратиться за помощью к руководству.

Кроме того, Месальо рекомендует составить список приоритетных действий, которые позволят компании в короткие сроки добиться результата. Самое худшее в такой ситуации — оперировать абстрактными понятиями. Если руководитель в своем послании к коллективу будет использовать такие слова, как «гибкий», «инновационный» или «качественный», то он только запутает сотрудников. Чтобы этого не произошло, необходимо рассказать персоналу о конкретных решениях. К примеру, вы намерены установить на производстве новые программы, которые позволят лучше контролировать рабочее время сотрудников и улучшат их продуктивность. «Не превращайте список своих приоритетов в «шведский стол», — советует Месальо. — Остановитесь на самом главном, даже если вам придется чем-то пожертвовать в угоду результату. Кроме того, не забывайте, что многие важные решения будут приниматься на местах. Уважайте мнение своих подчиненных, которым придется самостоятельно справляться с трудностями».

Используйте гибкий подход к решению проблем

Месальо советует во время кризиса отказаться от принятия бинарных решений, которые подразумевают две диаметрально противоположные альтернативы: «Оставьте такой подход подросткам, рассуждающим категориями «мама хорошая — мама плохая». В любой ситуации можно найти намного больше вариантов ответа, если вы вместе с командой творчески подойдете к решению задачи». По словам бизнес-аналитика, многие предприниматели во времена кризиса сталкиваются с трудными вопросами: например, стоит ли сокращать персонал? Нужно ли отказываться от рекламы? Необходима ли смена поставщиков? При этом в каждом случае руководству необязательно ограничиваться вариантом «да» или «нет».

«Если вы намерены сократить расходы за счет персонала, вам не нужно избавляться от сотрудников. Вы можете для части подчиненных сократить рабочий день, перевести кого-либо на другую позицию с более низким доходом или изменить систему начисления оклада, например, утвердив схему «оклад плюс премия». Вместо увольнения постарайтесь договориться с работниками о новом формате сотрудничества, а после завершения кризиса вернитесь к прежним условиям», — советует Месальо. По словам эксперта, благодаря гибкому подходу к решению проблем лидер сможет не только сохранить, но и сплотить коллектив, что повысит моральный дух и продуктивность команды.

Будьте честными и понятными

«В разгар кризиса оставайтесь честными, чуткими и понятными. Эти качества особенно важны с учетом того, как много на текущий момент появляется непроверенных новостей о коронавирусе и последствиях пандемии», — рекомендует Месальо. В сложившейся ситуации важно не только своевременно доносить информацию до подчиненных, но и заботиться о том, чтобы сотрудники в столь нестабильной и непредсказуемой обстановке правильно вас понимали. Чтобы добиться этого, руководству необходимо игнорировать всеобщую панику и делиться со своим персоналом детальным планом действий. «Правило 10x10x10 гласит: расскажите о чем-нибудь десять раз десятью разными способами — и люди запомнят десять процентов вашей истории. Учитывая это, как можно чаще напоминайте сотрудникам о самом важном и постарайтесь быть для них понятными», — отмечает бизнес-аналитик.

Собирайте опыт других компаний

В трудные времена хорошим подспорьем может оказаться опыт других компаний, сражающихся с кризисом. Причем это могут быть как серьезные, так и курьезные истории, рассказывающие о необычных поступках людей. Главное — чтобы они демонстрировали, что люди продолжают жить, трудиться, адаптируются к новым условиям и пребывают в бодром расположении духа. Вот что по этому поводу говорит Месальо: «Всем нравятся интересные истории. К примеру, я слышала о том, как ученые из разных стран объединились и героически искали вакцину от коронавируса. Мои знакомые рассказывали о рабочей конференц-связи, во время которой в эфир ворвались дети и домашние животные. А еще мне поведали о том, как двое IT-сотрудников до пяти утра налаживали VPN-систему, и каждый из них выпил по 9 чашек кофе». По мнению-бизнес аналитика, такие истории могут подбадривать сотрудников и показывать им, что жизнь с появлением коронавируса не замерла.

Как коронавирус навсегда изменил мировой бизнес