Диана Малечева
Диана Малечева
16 июня 2022

4 страха, которые мешают запустить свой бизнес

Новое дело влечет за собой определенные риски. Но при этом чувство страха может загнать в угол и лишить мотивации. Поэтому не стоит впадать в крайности, когда собираетесь открыть бизнес.

В этой статье вместе с сервисом ОптЛист расскажем, что мешает начинающим предпринимателям запустить стартап и как морально подготовиться к возможным трудностям.

Расходы увеличатся, а прибыль уменьшится

Первый страх связан с финансами. Кажется, что для нового дела потребуются огромные вложения, и непонятно, окупятся они или нет.

Конечно, бизнесу нужны средства. Но вкладывать весь бюджет в новое предприятие нерационально. Если дело прогорит, то в лучшем случае вы останетесь ни с чем. В худшем — с непогашенными кредитами. По данным Банка России на 2019 год, кредитная задолженность малых и средних предпринимательств составляла более 4 миллионов рублей. Эта цифра не уменьшается с 2012 года.

Тем, кто строит бизнес с нуля, стоит попробовать вкладывать в начинание только доступные средства — ни больше, ни меньше. Дело будет расти постепенно. Поначалу выручку тоже придется пускать в оборот, но со временем это решение окупится.

Главное — оставлять для себя подушку безопасности, с которой вы и ваша семья сможете нормально жить 1-2 года. Приблизительно столько времени требуется небольшому предприятию, чтобы начать себя окупать.

Чтобы забыть о страхе больших расходов, нужно хотя бы на время перестать гнаться за деньгами и заняться любимым делом. На рынке много примеров, когда такой подход позволил предпринимателю добиться успеха.

Например, Мария Макеева открыла магазин “Открытки Амели” и 5 лет развивала его в качестве хобби. Только в 2021 девушка перестроила концепцию и начала вести сайт как полноценный бизнес-проект. Сегодня этот магазин открыток — один из самых популярных в своей нише.

Идея никого не зацепит

В мире существует слишком много компаний с похожими идеями. Согласно отчету Аналитического центра РФ, в 2020 году 49% людей оценивали конкуренцию на рынке как очень высокую. Большая часть опрошенных — владельцы малого бизнеса по оказанию услуг.

Российский рынок сегодня перегрет, в нем слишком много компаний. Поэтому новому игроку приходится сражаться за свое место. Этого можно избежать, если занять свободную нишу. Тогда можно диктовать свои правила и цены. В остальных случаях придется изучать рынок и подстраивать бизнес-модель под него. Для того, чтобы ваша идея смогла оправдать себя, нужно обратить внимание на следующие аспекты:

  • Приемлемая цена

Если ваш продукт в сравнении с конкурентами будет дороже даже на 15% процентов, это отпугнет покупателей. Поэтому цена должна покрывать ваши расходы и при этом не смущать клиента.

  • Логичное расположение

Локация предприятия так же важна, как и сама идея. Например, при открытии кофейни нужно учитывать специфику заведения.

В 72% случаев кофе — спонтанная покупка. Люди берут горячий напиток по пути на работу или учебу. Поэтому важно, чтобы кафе было на виду: нужно установить панорамные окна и большие вывески. Ошибкой будет открывать кофейню в подвальном помещении.

  • Продуманная реклама

Маркетинговая стратегия должна исходить из вашей идеи. Покажите потенциальным клиентам, почему им стоит выбрать вашу компанию. Может, у вас опытные сотрудники или спокойная атмосфера. Расставьте правильные акценты, тогда ваша идея сыграет.

Не хватит навыков

Многие боятся запускать свой бизнес, думая, что у них не хватит знаний. Предпринимателям порой кажется, что они ни на что не способны. Психологи называют это синдромом самозванца. Такие переживания знакомы как мужчинам, так и женщинам с разным социальным статусом, опытом работы и уровнем квалификации.

Чтобы победить свой страх, нужно начать работать без оглядки на сомнения. Поставьте перед собой четкую цель: чего вы хотите достичь и зачем вам это нужно. Составьте подробный бизнес-план, где все действия будут расписаны поэтапно.

Подготовка — ключ к уверенности, но не стоит тратить на нее слишком много времени. Ведь в процессе работы придется корректировать планы, и это нормально.

Для большей уверенности можно глубже изучить интересную вам сферу. Проходите обучающие онлайн-курсы, смотрите видео и читайте тематические форумы. При желании можно записаться на обучающий мастер-класс в своем городе. Это даст возможность опробовать себя в деле.

Начинать свое дело страшно, особенно если человек действует один. Но в борьбе выигрывают те, кто сражается. Например, владелец сервиса ОптЛист Алексей Халяпин осваивал программирование с нуля. Он захотел открыть свое дело и создал оптовый портал.

Чтобы сервис стал конкурентоспособным, Алексей отошел от классической модели оптового сайта. Большинство сервисов размещают объявления конкретных товаров. Но на ОптЛист потребитель выбирает именно поставщиков для долгосрочного сотрудничества. У каждого продавца есть своя персональная страница, как в социальной сети. Через нее он может взаимодействовать с покупателями.

За публикацию объявлений платит поставщик, а покупатель может использовать сервис бесплатно.

Такая политика привела к тому, что сайт ОптЛист находится в топе оптовых баз. Сегодня над проектом работает небольшая команда, которая формирует базы поставщиков и помогает пользователям находить выгодные оптовые предложения. С ОптЛист сотрудничают крупные маркетплейсы и ритейлеры вроде METRO, Ozon, Wildberries и другие компании.

Придется за многое отвечать

Когда вы начинаете свое дело, то сталкиваетесь с огромным количеством обязанностей. Нужно следить за продажами, выстраивать маркетинг, налаживать производство и контролировать человеческие ресурсы. На малых предприятиях иногда приходится самостоятельно убирать в офисе, отвечать на звонки или доставлять товары.

Преодолеть страх большой ответственности поможет тайм-менеджмент. Существует множество систем: в жестких нужно планировать каждую минуту своего времени, в мягких достаточно обозначить список дел. В любом случае нужно выстроить четкие рамки и определить, с какого момента начинается рабочий день и когда можно отдохнуть.

Например, вы решаете задачи с 8 утра и до 8 вечера. В остальное время с вами можно связаться только по срочному вопросу. Эта система также предусматривает делегирование задач. С мелкими сотрудники могут справиться самостоятельно. А вы сосредоточитесь на решении важных вопросов.

Конечно, на ранних этапах нужно приложить больше усилий. Но у вас должна быть четкая система с распределением обязанностей и расписанием. Неправильно взваливать все на себя. Начальник решает определенный круг проблем и помогает подчиненным только при особой необходимости.