Константин Волков
Константин Волков
25 февраля 2020

В чем разница между малым бизнесом и стартапом

Создать стартап и открыть малый бизнес — это два разных процесса. Они могут иметь точки соприкосновения, но по ключевым позициям будут расходиться. По мнению digital-маркетолога Кэндис Ландау, важно уметь отличать эти направления. Это связано с тем, что уже на начальном этапе предприниматель должен выбрать правильную стратегию развития. И если он будет ошибочно считать свой стартап малым бизнесом, и наоборот, то может быстро обанкротиться.

«Когда я слышу, как люди называют стартапом открытие кафе, ресторана, парикмахерской или стоматологического кабинета, я чувствую, что они неправы», — отмечает Ландау. Специалист называет три ключевых фактора, которые разграничивают эти два вида бизнеса.

Скорость развития

Стартапы отличаются от традиционных предприятий прежде всего тем, что они предназначены для быстрого роста. Это возможно в том случае, если они обладают продуктом, предназначенным для глобального рынка. У малого бизнеса все иначе: этим компаниям зачастую нужен рынок такого масштаба, который они могли бы охватить и обслужить. «Вот почему большинство стартапов являются техническими, — подчеркивает Ландау. — Онлайн-бизнесу легче выйти на международную аудиторию, так как он не зависит от времени и пространства. Ваш продукт могут покупать люди по всему миру — от Нью-Йорка до Кейптауна. Им неважно, где вы находитесь». Как отмечает инвестор Пол Грэм, разница между Google и парикмахерской заключается в том, что парикмахерская не масштабируется. Чтобы быстро расти, вам необходимо изобрести то, что будет востребовано на огромном рынке.

По мнению представителей Ассоциации малого бизнеса, стартап нельзя трактовать только как открытие своего дела. Этот термин связан с бизнесом, который ориентирован на технологии и обладает высоким потенциалом роста. У стартапов своя конкурентная модель, особенно в сфере привлечения инвестиций. Это объясняется тем, что инвесторы заинтересованы в получении максимальной прибыли, принимая во внимание все возможные риски.

При этом не каждая технологическая компания способна выйти на большой рынок. К примеру, если вы продаете программное обеспечение, написанное на венгерском языке для учителей венгерских школ, то вы будете работать только в этом сегменте.

Условия финансирования

Кроме разницы в росте стартапы и малый бизнес отличаются по способу привлечения инвестиций. Первые, как правило, полагаются на средства, полученные от бизнес-ангелов и венчурных компаний. Бизнес-ангелы — это частные венчурные инвесторы, которые оказывают стартапам финансовую и экспертную поддержку на ранних этапах. В свою очередь венчурные компании вкладывают средства в новые и наиболее рискованные проекты, обладающие потенциалом для получения высокой прибыли. Тогда как малый бизнес в основном полагается на банковские кредиты и государственные гранты.

По словам Ландау, представители венчурных компаний, как правило, играют заметную роль в тех стартапах, которые они поддерживают. Они готовы оказывать своевременную и серьезную помощь проектам, давая экспертные советы и рекомендации. Это связано с тем, что инвесторы рискуют своими деньгами и потому стремятся минимизировать возможные потери. Такой подход часто практикуется на тех этапах, которые предполагают быстрое развитие или масштабный прорыв. В свою очередь малый бизнес не избалован повышенным вниманием инвесторов: предпринимателям приходится самостоятельно обращаться в финансовые и государственные структуры для получения помощи.

Особенность планирования

Еще одно ключевое отличие малого бизнеса от стартапа заключается в том, что последнему необходимо заранее разработать стратегию выхода, без которой невозможно привлечение венчурного капитала. Стратегия выхода — это план развития бизнеса, позволяющий инвесторам изъять средства в момент максимальной капитализации компании. Данная схема дает инвесторам представление о том, в какой момент они смогут получить наиболее большие дивиденды.

«Если вы намерены управлять стартапом и через 10 лет, то вам необходимо обеспечить стабильный приток доходов, который позволит рассчитаться с инвесторами и не потерять свою прибыль или весь проект. Например, вы можете попробовать выйти на IPO. Либо вам изначально нужно продумать другую стратегию и использовать собственные средства или займы, государственные кредиты и гранты», — делится мнением Ландау.

В малом бизнесе такой проблемы не существует — по крайней мере на начальном этапе. Вы, как главный инвестор, сами несете ответственность за будущее вашей компании и в процессе работы решаете, намерены ли вы управлять ею до конца жизни, хотите ли продать, объединить с другой организацией или выставить акции предприятия на фондовом рынке.

Плюсы ведения малого бизнеса в России