Константин Волков
Константин Волков
25 мая 2020

3 основных вида конкуренции и их характеристики

Один из основателей радио- и телевещания в США Дэвид Сарнов считал, что конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов, но развивает наихудшие качества людей. При этом он подчеркивал, что именно благодаря этому явлению любой житель страны способен реализовать свою «американскую мечту». По мнению специалиста по маркетингу Хитеша Басина, в мире существует три основных вида конкуренции, которые встречаются во всех направлениях предпринимательской деятельности.

Прямая конкуренция

Прямая конкуренция подразумевает соперничество между компаниями, представленными в одном сегменте рынка и предлагающими один и тот же вид товаров или услуг по схожей цене. В этом случае, отмечает Басин, на первый план выходит выстраивание взаимоотношений с клиентами: если потребители будут довольны вашими предложениями и сервисом, то они вряд ли уйдут к конкурентам.

Косвенная конкуренция

При косвенной конкуренции вы соперничаете с компаниями, предлагающими продукты, которых нет у вас. Например, если банк позволяет клиентам открыть только сберегательный счет, то они могут выбрать организации, обладающие более широким набором финансовых предложений: брокерские фирмы или паевые инвестиционные фонды. «Также примером такого вида конкуренции является противостояние между кинотеатрами и спутниковым телевидением, поскольку сегодня вам, чтобы увидеть новый фильм, необязательно выходить из дома», — отмечает Басин.

По словам маркетолога, в данном контексте стратегия компании должна заключаться в разработке маркетинговых предложений, которые смогут привлечь внимание потребителей: «Тот же банк может предложить более выгодную по сравнению с конкурентами процентную ставку, а кинотеатр — заманивать бесплатным попкорном, показом классики кинематографа и семейными скидками».

Фантомная конкуренция

По мнению Басина, компаниям труднее всего противостоять фантомным конкурентам, поскольку их практически невозможно идентифицировать. Это связано с тем, что в данной ситуации клиент выбирает не между одинаковыми предложениями, а предпочитает нечто третье. Причем решение зависит исключительно от настроения потребителя в данный момент времени. Например, если у человека появился свободный вечер, он может потратить его не на поход в кинотеатр или просмотр фильма по спутниковому каналу, а на чтение книги или встречу с друзьями. Аналогичная ситуация может коснуться и банковских предложений: тот, кто не доверяет коммерческим структурам и привык хранить деньги дома, вряд ли захочет открыть сберегательный счет. В данном случае финансовая организация соперничает не с себе подобной, а с жизненным укладом человека.

Как отмечает Басин, перед выпуском нового продукта компании проводят тщательный мониторинг рынка, чтобы понимать поведение среднестатистического покупателя в своем сегменте и выявить потенциальных конкурентов. При этом, по мнению маркетолога, чем больше у товара или услуги будет фантомных соперников, тем менее востребованными эти предложения будут у целевой аудитории. Чтобы справиться с этой ситуацией, бренду придется менять тренды и влиять на поведение людей. При этом нет гарантий, что каждое ваше решение приведет к положительному результату.

6 признаков, что ваши постоянные клиенты могут от вас уйти